вторник, 11 июня 2013 г.

Опять будут детям врать?

Почитал про концепцию единого учебника по истории России. Как обычно, авторы отжигают. "Члена рабочей группы по созданию единого учебника Сергея Шахрая удивило упоминание в тексте «сбалансированной системы разделения властей» в СССР и сменившей ее «президентской республике» в современной России". Вообще-то в СССР не только не было системы разделения властей, но данный принцип совершенно официально отвергался как буржуазный в пользу системы советов. Если об этом не знают авторы учебника истории, то о чем они вообще знают?
"Сталину посвящен один вопрос, в рамках которого роль «вождя народов» рекомендуется рассматривать в связи с «установлением однопартийной диктатуры и единовластия» без упоминания и оценки масштабов сталинских репрессий". Извините, то есть авторы предлагают излагать школьникам историю СССР и не рассказывать про 1937 год? Это теперь называется ИСТОРИЕЙ? 
На мой взгляд, единственный разумный способ преподавания истории школьникам - изложение в учебнике исключительно фактов, без попыток обобщений, оценки и без навешивания ярлыков. Ученики читают учебники, узнают фактическую сторону исторических событий, после чего учитель проводит урок-дискуссию, на которой ученики могут высказать свое мнение о прочитанном. Неважно - правильное или нет. На самом деле, понятие "правильное" тут вообще не может применяться - это не математика и ответов "правильно/неправильно" тут быть не может.
Пусть школьники прочитают про пакт Молотова-Риббентропа, секретные протоколы к нему, московские переговоры с Францией и Великобританией весны-лета 1939 года и о событиях сентября того же года (а до этого они должны узнать о Мюнхенском сговоре и захвате Чехословакии, чтобы понимать контекст событий). После этого учитель может провести дискуссию и предложить школьникам оценить действия Германии, СССР, Франции и Великобритании. И замечательно, если Вася решит, что заключением пакта с Германией СССР развязал руки Гитлеру и дал карт-бланш для агрессии против Польши, гарантировав свой дружественный нейтралитет, чем фактически сделал возможной Вторую мировую войну, а Катя решит, что срывом переговоров Лондон и Париж лишили Сталина альтернативы и сами толкнули на заключение пакта, намереваясь любой ценой направить германскую агрессию на восток. Пусть Вася и Катя сами дают оценки, а не повторяют механически мнение старпера из Минобразования.