воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Остров без сокровищ

Сначала - два имени. Имени двух писателей.
Роберта Луиса Стивенсона можно не представлять. Как-то так вышло, что у нас в стране Стивенсон уже третий век считается писателем приключенческих романов для юношества. Долгие годы (последнее время, похоже, это изменилось, поскольку книг современные подростки не читают) каждый подросток мужского пола обязан был детально изучить произведения Майн Рида, Фенимора Купера и Рафаэля Сабатини. Стивенсон - в той же компании. Конечно, "Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда" подросткам не рекомендовали - не самое подходящее чтение для детей эта философская притча с мрачным антуражем, пусть и облеченная частично в детективно-мистическую форму. Однако прочитать лет в 10 "Остров сокровищ", а чуть позднее "Похищенного" и "Черную стрелу" был обязан каждый мальчик (да и девочки многие не отказывались).
Лет через 10-20, те немногие, кто возвращался к литературе своего детства, могли перечитать книги Стивенсона и увидеть в них то, что подростком увидеть не удалось. Тут и достаточно точное изложение исторических событий английской (в большей степени, точнее, шотландской) истории, позволяющее в первом приближении познакомиться с малоизвестными у нас историческими событиями. Тут и тихая грусть автора о безвозвратно ушедшей эпохе романтизма. Для британцев викторианской эпохи, в которую творил Стивенсон, эпохи строгой законности, приличий и  здравого смысла, события столетней давности были последним напоминанием о былом.
Не зря Стивенсона многие называли последним романтиком. 

Теперь - Виктор Точинов, которого не без оснований называют "русским Стивеном Кингом". Точинов - автор великолепных серий "Пасть-Логово-Стая", "Новая инквизиция", образца современной т.н. "боевой фантастики" - "Великая степь" и еще десятка отличных произведений. 
Однако "Остров без сокровищ" - это нечто новое для Точинова. Документальный роман в духе популярных в последнее время экспериментов по новому прочтению классических произведений, представляющих собою попытки переосмыслить знакомые много лет строки и выяснить - не имел ли автор ввиду что-то помимо собственно сюжета? В качестве примеров могу рекомендовать такие работы как "Уравнение Шекспира или "Гамлет", которого мы не читали" Игоря Фролова и "Баскервильскую мистерию" Даниэля Клугера.
Не пересказывая "Остров без сокровищ", укажу лишь, что эта работа - попытка разобраться с многочисленными фактическими ошибками и логическими несоответствиями в самой известной книге Стивенсона, за которыми Точинов увидел несколько иной сюжет, точнее - иное представление об истинных событиях, описанных в романе. 
Естественно, не следует придавать слишком много значения конспирологическим изысканиям автора. Стивенсон много лет мертв и никогда не сможет подтвердить или опровергнуть версию Точинова. Однако его книга читается на одном дыхании (чему немало способствует фирменная точиновская ирония - как над материалом, так и над самим собой) и заставляет заново перечитывать знакомые с детства строки и видеть за знакомыми с детства персонажами нечто новое.
Настоятельно рекомендую. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий